Оспаривание необоснованного предписания Роспотребнадзора
Ситуация
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях проверки фактов, изложенных в обращении потребителя - местного жителя, проведена внеплановая выездная проверка коммунальной компании (далее - компания) на предмет соблюдения законодательства о защите прав потребителей в сфере ЖКХ.
По мнению сотрудников Роспотребнадзора проверяемая компания, осуществляя деятельность по ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирных домах одного из городских микрорайонов, о не предоставляет потребителям информацию, предусмотренную подпунктом «п» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
По результатам проверки Роспотребнадзором выдано предписание, которым на компанию возложена обязанность в установленный предписанием срок обеспечить предоставление потребителям, путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирных домов обслуживаемого микрорайона, а также на доске объявлений, расположенной в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей, среди прочего, следующей информации: сведения об исполнителе - коммунальной компании с указанием контактов аварийно-диспетчерских служб; размеры тарифов на коммунальные услуги и другие обязательные сведения для потребителей.
Позиция проверяемой коммунальной компании
Компания не является исполнителем коммунальных услуг для потребителей, проживающих в многоквартирных домах микрорайона и которыми избран непосредственный способ управления.
Кто является исполнителем предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах?
Пунктом 2 Правил № 354 определено, что «исполнителем» является компания, предоставляющая потребителю коммунальные услуги. Под «коммунальными услугами» понимается подача потребителям любого коммунального ресурса (холодная и горячая вода, электрическая энергия, газ) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.
Жилищным законодательством предусмотрено, что при непосредственном способе управления договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Основанием для выдачи оспариваемого предписания явилось нарушение компанией требований подпункта «п» пункта 31 Правил № 354, устанавливающего перечень информации, которую исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить потребителю путем указания в договоре, а также размещения на досках объявлений.
Вместе с этим, их содержания самого предписания прямо следует, что компания осуществляет деятельность по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах микрорайона.
При этом собственниками вышеуказанных многоквартирных домов был избран непосредственный способ управления.
Доказательства того, что именно коммунальная компания, на которую поступила жалоба потребителя, поставляет собственникам многоквартирных домов коммунальные ресурсы (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ и т.д.) Роспотребнадзором в суд не были представлены.
Следовательно, компания, осуществляя деятельность по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирных домов, не является исполнителем коммунальных услуг, в смысле, придаваемом данной деятельности Правилами № 354.
При этом факт обслуживания компанией внутридомовых инженерных сетей спорных домов не имеет юридического значения для установления исполнителя коммунальных услуг, поскольку при отсутствии договора управления, заключенного между собственниками и управляющей компанией в соответствии с Правилами № 354, исполнителем коммунальной услуги в любом случае является ресурсоснабжающая организация.
Таким образом, в суде доказано, что Роспотребнадзор без наличия на то правовых оснований незаконно возложило на компанию обязанность выполнить требования подпункта «п» пункта 31 Правил № 354, а оспариваемое предписание не соответствует требованиям жилищного законодательства.
Услуги юриста
суд с Роспотребнадзором в сфере ЖКХ
-
юридическая оценка правомерности проверочных мероприятий Роспотребнадзора в сфере ЖКХ
-
анализ материалов административного дела по жалобе потребителя коммунальных услуг
-
выявление нарушений процедуры осуществления проверки Роспотребнадзора и привлечения коммунальной организации к ответственности
-
оспаривание предписания Роспотребнадзора в сфере предоставления коммунальных услуг
Получить дополнительную информацию и разъяснения по вопросам оспаривания необоснованного (незаконного) решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении коммунальных организаций можно по указанному на сайте телефону и в разделе «Юридическая консультация по спору с Роспотребнадзором».