По жалобе частного лица Ростехнадзором была проведена внеплановая документарная проверка компании, занимающейся перевозкой нефти с использованием железнодорожного транспорта.
По результатам проверки Ростехнадзор установил, что в компания выполняла работы по реконструкции объекта капитального строительства - железнодорожного пути - без разрешения на строительство.
Работы по реконструкции выполнялись с привлечением подрядной организации по контракту на выполнение работ по реконструкции железнодорожного пути.
Позиция Ростехнадзора: компания нарушила требования ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и оштрафована на 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Компания оспорила постановление по делу об административном правонарушении в арбитражном суде.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ предусмотрена адм. ответственность, среди прочего, за реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 500 000 (пятисот тысяч) до 1 000 000 (одного миллиона) рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 (девяноста) суток.
Для квалификации административного правонарушения по ч. 1 ст.9.5 КоАП РФ необходимо установить:
В данном конфликте Ростехнадзором компании вменялось в вину выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство.
Позиция юристов компании: проведены работы по капитальному ремонту железнодорожного пути, то есть капитальный ремонт линейного объекта, для выполнения которых разрешение на строительство не требуется.
Выводы арбитражного суда: Ростехнадзор не доказал, что у компании имелась обязанность по получению разрешения на строительство, а выводы экспертного заключения не опровергнуты документально в ходе судебного разбирательства. Штраф незаконен и был отменен.
В суде доказано, что ни Акт проверки, ни протокол об административном правонарушении, ни постановление о наложении штрафа не содержат подробного анализа выполняемых подрядных и сведений о том, насколько изменились параметров объекта капитального строительства или линейного объекта, его частей, а также сведений о том, что произведенные подрядчиком работы привели к изменению класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования железнодорожного пути, при которых требовалось изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Отсутствовали также сведения о том, что проводимые работы действительно потребовали изменения границ полос отвода и (или) охранных зон в отношении железнодорожного пути.
В материалы дела представлено заключение строительно-технической экспертизы, из которого следует, что на этапе принятия решения и выполнения строительно-монтажных работ заказчик неправильно определил вид работ, назвав их «Реконструкция», тогда как все выполненные строительно-монтажные работы относятся к определению понятия «капитальный ремонт линейных объектов».
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ под «реконструкцией» объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкцией линейных объектов признается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В период осуществления работ согласно градостроительному законодательству выдача разрешения на строительство не требовалась в следующих ситуациях:
Получить дополнительную информацию и разъяснения по вопросам юридической оценки действий сотрудников Ростехнадзора и обжалования штрафа в отношении заказчика подрядных работ, а также строительной компании (подрядной организации) можно по указанному на сайте телефону и в разделе «Юридическая консультация по спору с Ростехнадзором».
Поверхностная консультация может изначально дискредитировать юриста.
Тщательное выяснение и вдумчивая правовая оценка фактических обстоятельств спорной ситуации - необходимые условия для достижения успеха в суде и установления прочных доверительных отношений при оказании юридической помощи.