Согласование выполнения работ без соблюдения требований Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения, по сути, дезавуирует его применение и открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход закона. Между тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.

Фактические обстоятельства спора

Между Федеральной службой охраны РФ в лице инженерной службы (далее – ФСО) и строительной компаний было заключено соглашение на оказание услуг по подготовке документов, необходимых для вовлечения в хозяйственный оборот жилого здания и управлению им. Указанное соглашение заключено на срок до завершения конкурса по выбору инвестора и заключения с ним инвестиционного контракта.

Обменом письмами контрагенты согласовали размещение службы эксплуатации и представительства строительной компании, выполняющей функции по обслуживанию здания с предварительным проведением ремонта согласно прилагаемой смете и в соответствии с вышеуказанным соглашением. Был заключен договор, согласно которому заказчик (ФСО) поручает, а подрядчик (строительная компания) принимает на себя обязательства выполнить своими силами или с привлечением третьих лиц работы по текущему ремонту спорного здания в соответствии с локальной сметой и сдать результаты заказчику, а заказчик обязуется принять результаты работ и оплатить их.

Строительная компания информировала ФСО о выполненном ремонте и его стоимости, однако ФСО отказало в согласовании выполненных работ по ремонту спорного здания, мотивировав это тем, что перечень выполненных работ не соответствует перечню предварительно согласованных работ, а сметные работы произведены по коммерческим расценкам. ФСО также сообщило, что в отсутствие государственного контракта на проведение капитального ремонта здания правовых оснований для подписания представленных обществом актов приема-передачи выполненных работ и их оплаты не имеется.

Поскольку ремонтные работы оплачены не были, строительная компания обратилась суд с иском к ФСО о взыскании неосновательного обогащения в размере стоимости выполненных работ.

Позиция ФСО

Обязательства по выполнению капитального ремонта жилого здания у строительной компании отсутствовали, поскольку государственный контракт на проведение ремонтных работ не заключался, что не давало оснований предполагать наличие обязательств по осуществлению ремонтных работ. Соответственно, ремонт жилого здания выполнен строительной компанией при отсутствии обязанности осознанно и добровольно, основания для взыскания неосновательного обогащения отсутствуют.

Позиция судов, рассматривавших дело

Иск строительной компании был удовлетворен. Суды посчитали, что факт выполнения работ подтвержден, их стоимость ФСО не оспаривается. Суды, удовлетворяя иск о взыскании неосновательного обогащения, руководствовались ст. 1102 Гражданского кодекса РФ и исходили из того, что между строительной компанией и ФСО согласовано проведение ремонта жилого здания согласно представленной смете, при этом ремонт производился в интересах ФСО, сотрудники которого в устном порядке определяли требования к работам; результаты ремонта здания имеют для ФСО потребительскую ценность, что подтверждено последующим использованием здания по назначению.

Строительная компания не имела намерения передать результат работ в дар или предоставить его приобретателю в целях благотворительности.

Позиция Высшего Арбитражного Суда РФ

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения таких заказов.

ФСО выступает федеральным органом исполнительной власти, финансируемым исключительно за счет средств государственного бюджета, с которым контрагенты могут вступать в договорные отношения, в том числе связанные с выполнением подрядных работ, только посредством заключения государственного контракта либо путем проведения торгов и запроса котировок с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

В настоящем случае со строительной компанией государственный контракт не заключался.

В условиях отсутствия государственного контракта на выполнение подрядных работ фактическое выполнение строительной компанией ремонтных работ на объекте ФСО не может влечь возникновения на стороне ФСО неосновательного обогащения.

Вывод судов о возможности согласования выполнения подобных работ без соблюдения требований Закона и удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения, по сути, дезавуирует его применение и открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона. Между тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.

Дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2013 № 18045/12

Услуги арбитражного юриста

защита интересов подрядчика / заказчика

Для получения дополнительной информации и разъяснений по вопросам представительства в арбитражном суде, пожалуйста, обращайтесь по указанному на сайте телефону или форме обратной связи.

Поверхностная консультация может изначально дискредитировать юриста.
Тщательное выяснение и вдумчивая правовая оценка фактических обстоятельств спорной ситуации - необходимые условия для достижения успеха в суде и установления прочных доверительных отношений при оказании юридической помощи.
loading...
Гарантии при оказании юридических услуг

Гарантировать положительный результат для доверителя - невозможно, так как исход дела всегда зависит от суда.

Но оценить перспективы спора и предложить наиболее приемлемую и выгодную правовую позицию – вполне реально.

По спору, в котором у доверителя проигрышная или очень слабая позиция, предоставляется юридическое обоснование с указанием существенных рисков и сложившейся судебной практики.

В случае заключения соглашения о юридической помощи гарантируются:  

  • добросовестное и внимательное изучение фактических обстоятельств спора
  • приложение максимальных усилий для положительного разрешения спора в интересах доверителя
  • информирование о ходе исполнения поручения и событиях в судебном споре
  • использование профессиональных навыков и экспертных знаний для исполнения поручения
  • в случае сложности проекта – слаженная командная работа с участием квалифицированных специалистов и экспертов в той или иной области знаний и навыков
Условия оказания платных юридических консультаций и представительства в суде

1. Юридическое консультирование

Осуществляется на платной основе. Платная юридическая консультация подразумевает полное «погружение» в ситуацию, проблему или вопрос. Как правило, результат консультации – это письменный аргументированный и развернутый ответ с исследованием актуального, применимого к вопросу законодательства, а также судебной практики.

Цель юридической консультации — добросовестное изучение представленных сведений и документов, профессиональный и понятный ответ на вопрос. Понимание и выстраивание логико-правовой схемы прошлого, настоящего и предполагаемого будущего проблемной ситуации.

Консультирование по вопросам судебной защиты требует от практикующего юриста существенных трудовых усилий и нередко подразумевает личную встречу, среди прочего, для конспектирования полученных при встрече сведений и последующего анализа документов.

Консультирование по сложным вопросам порой является первой стадией для последующей работы по судебному делу или комплексному юридическому проекту. Нередко юридическое консультирование способствует обращению в Суд -  орган, осуществляющий принудительную защиту нарушенного интереса.

Юридическая консультация оказывается на основании выставленного счета или подписанного договора.

Представляется справедливым, что платная юридическая консультация, в том числе письменная, должна стоить соразмерно трудовым и временным затратам.

Ориентировочную стоимость письменной юридической консультации определить затруднительно, поскольку она зависит от сложности / неоднозначности проблемы и объема материала, представленного для изучения.

Стоимость письменной консультации: от 5 000 рублей и выше.

При этом стоимость оказанной юридической консультации может быть учтена при заключении соглашение на судебное представительство.

2. Представительство в суде

Подавляющее большинство экономических споров, передаваемых на рассмотрение арбитражного суда, связано с неисполнением компаниями и предпринимателями обязательств по различным контрактам: по оплате полученного товара, выполненных строительных и иных работ, оказанных услуг, обязательств по внесению платы за пользование имуществом, по поставке оплаченного, но не переданного товара.

Сложность экономического спора, как правило, обусловлена разными обстоятельствами: отсутствием аналогичной судебной практики, сложностью правовой квалификации обязательств сторон, разнообразием или наоборот неполнотой доказательственного материала.

Стоимость представительства в суде также зависит от сложности и предполагаемой длительности ведения дела и составляет от 50 000 рублей и выше за ведение дела в одной судебной инстанции, от 7 000 рублей за один судодень.

Услуга оказывается на основании договора оказания юридических услуг и дополнительных соглашений (представление интересов в той или иной судебной инстанции).

Стоимость юридических услуг

В ценообразовании юруслуг подлежат учету следующие факторы:

  • предполагаемый экономический эффект от юридической услуги
  • предмет спора (имущественная ценность конфликтного актива)
  • финансовое положение участников судебного разбирательства
  • профессиональный уровень и известность процессуальных оппонентов
  • география услуг 
  • сложность и длительность предстоящего правового конфликта (отсутствие единообразной практики по ситуации, требующей разрешения; значительная цена иска или размер штрафа; большое количество участников спора и количества предполагаемых процессуальных действий; необходимость сложных расчетов и экспертиз)

На сайте арбитражного юриста (aklb.ru) предлагаются разумные цены за юридические услуги.

При оказании услуг после заключения соглашения на оказании юридических услуг ведется учет выполняемых процессуальных действий; обеспечивается наличие доказательств, подтверждающих факт и сроки их выполнения, что предопределяет понятную и обоснованную политику ценообразования.

Расчеты оплаты затраченного труда арбитражного юриста могут определяться на следующих условиях:

    • полностью за весь процесс (во всех инстанциях или по каждой отдельно) единой суммой, включая возможную предоплату (средняя стоимость 50 000 – 300 000 рублей)
    • за весь процесс или по инстанциям, исходя из платы труда за «судодень» (средняя стоимость 7 000 – 30 000 рублей)
    • с постоянными клиентами в виде гонорара успеха (процент от суммы иска или взысканных средств – 5-25 %, если гонорар установлен дополнительно или в качестве единственной оплаты).

Судебные расходы и издержки могут быть взысканы с проигравшей дело стороны.