По жалобе частного лица Ростехнадзором была проведена внеплановая документарная проверка компании, занимающейся перевозкой нефти с использованием железнодорожного транспорта.
По результатам проверки Ростехнадзор установил, что в компания выполняла работы по реконструкции объекта капитального строительства - железнодорожного пути - без разрешения на строительство.
Работы по реконструкции выполнялись с привлечением подрядной организации по контракту на выполнение работ по реконструкции железнодорожного пути.
Компания нарушила требования ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и оштрафована на 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Компания оспорила постановление по делу об административном правонарушении в арбитражном суде.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ предусмотрена адм. ответственность, среди прочего, за реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 500 000 (пятисот тысяч) до 1 000 000 (одного миллиона) рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 (девяноста) суток.
Для квалификации административного правонарушения по ч. 1 ст.9.5 КоАП РФ необходимо установить:
В данном конфликте Ростехнадзором компании вменялось в вину выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство.
Проведены работы по капитальному ремонту железнодорожного пути, то есть капитальный ремонт линейного объекта, для выполнения которых разрешение на строительство не требуется.
Ростехнадзор не доказал, что у компании имелась обязанность по получению разрешения на строительство, а выводы экспертного заключения не опровергнуты документально в ходе судебного разбирательства. Штраф незаконен и был отменен.
В суде доказано, что ни Акт проверки, ни протокол об административном правонарушении, ни постановление о наложении штрафа не содержат подробного анализа выполняемых подрядных и сведений о том, насколько изменились параметров объекта капитального строительства или линейного объекта, его частей, а также сведений о том, что произведенные подрядчиком работы привели к изменению класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования железнодорожного пути, при которых требовалось изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Отсутствовали также сведения о том, что проводимые работы действительно потребовали изменения границ полос отвода и (или) охранных зон в отношении железнодорожного пути.
В материалы дела представлено заключение строительно-технической экспертизы, из которого следует, что на этапе принятия решения и выполнения строительно-монтажных работ заказчик неправильно определил вид работ, назвав их «Реконструкция», тогда как все выполненные строительно-монтажные работы относятся к определению понятия «капитальный ремонт линейных объектов».
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ под «реконструкцией» объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкцией линейных объектов признается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В период осуществления работ согласно градостроительному законодательству выдача разрешения на строительство не требовалась в следующих ситуациях:
опубликовано: 29.01.2016
Получить дополнительную информацию и разъяснения по вопросам юридической оценки действий сотрудников Ростехнадзора и обжалования штрафа в отношении заказчика подрядных работ, а также строительной компании (подрядной организации) можно по указанному на сайте телефону и в разделе «Юридическая консультация по спору с Ростехнадзором».
Поверхностная консультация может изначально дискредитировать юриста.
Тщательное выяснение и вдумчивая правовая оценка фактических обстоятельств спорной ситуации - необходимые условия для достижения успеха в суде и установления прочных доверительных отношений при оказании юридической помощи.